Тротуарный каток – вид малогабаритной малотоннажной асфальтоукладочной техники, которая может применяться в условиях ограниченного пространства и стесненных городских условий для укладки и уплотнения асфальтового покрытия, грунтового основания, гравийно-песчаных смесей.
Мини катки для асфальта успешно применяют для укладки дорожных покрытий во дворах, на тротуарах, парковках, бульварах и площадях, в парках, на небольших улицах и в узких проулках, на велосипедных дорожках, набережных, для ямочного ремонта дорог.
Главные плюсы тротуарного катка – высокая маневренность, простота управления, возможность уплотнения асфальта в непосредственной близости к вертикальным препятствиям (стены, поребрики, бордюры, заборы). Тротуарный каток отлично подходит для укладки тонкого слоя асфальта в местах с низкой нагрузкой и пешеходных зонах.
Подробные характеристики тротуарного катка смотрите на странице Тротуарный мини каток
Каток – машина для уплотнения грунта, асфальта и так далее. Рабочим органом катка являются колеса и/или валец – цилиндр, расположенный вместо колеса или колёс. Своей массой каток сдавливает уплотняемое вещество.
Виды тротуарных катков
Тротуарные катки могут быть разных модификаций, отечественного и импортного производства. Они отличаются размером, количеством рабочих вальцов (с одним вальцом, с двумя вальцами, с тремя вальцами), по типу вальца (гладкие, кулачковые, пневмоколеса, решетчатые), статические или вибрационные, по массе, производительности, способу управления (ручные и самоходные).
Ручные тротуарные катки не имеют места оператора, они снабжены управляющей ручкой. Оператор направляет каток вручную. Самоходные модели тротуарных катков оснащены местом оператора и рулевым управлением. Передвигаются такие катки посредством двигателя, который необходимо заправлять топливом. Статический тротуарный каток уплотняет асфальтовое покрытие за счет собственного веса, вибрационные тротуарные катки уплотняют грунт и асфальт за счет веса и вибрации, это позволило облегчить вес агрегата.
Статические катки уплотняют материал, сдавливая его собственным весом, их можно применять для уплотнения там, где вибрация не приемлема, например, для уплотнения на эстакадах и мостах. Также статические катки после себя оставляют более «гладкую» поверхность, в связи с этим их используют для уплотнения особо важных поверхностей.
Основная деталь асфальтового катка – это вальцы, цилиндрические приспособления, выполняющие роль колес. Вальцы в зависимости от модели катка могут быть разной ширины, гладкими, кулачковыми, пневмоколесными, решетчатыми. Также существуют комбинированные модели асфальтовых катков с разными типами вальцов. Гладкие вальцы используют для уплотнения финишного слоя асфальтового покрытия. Тротуарные катки на пневмоколесном ходу могут применяться как для уплотнения грунта, так и для финишного уплотнения асфальта. Техника с кулачковыми вальцами подходит для уплотнения рыхлого грунта, а решетчатые вальцы используют для уплотнения комковатых грунтов.
Вибрационные тротуарные катки оснащены специальным устройством для создания вибраций, которое представляет собой вращающийся груз со смещенным относительно оси вращения центром масс, что создает мощную вибрацию. За счет вибрации при существенно меньшей массе, по сравнению со статическим катком, вибрационный каток обладает большим уплотняющим воздействием. Однако тротуарный вибрационный каток не позволяет создать идеально ровную поверхность, оставляя после себя «волны» на уплотняемом материале, и его динамические нагрузки способны повредить основу уплотняемой поверхности.
Устройство ручного тротуарного катка
Статические тротуарные катки позволяют утрамбовывать покрытие за счет своего веса и силы тяжести, они проходят один участок несколько раз по одному месту. Ручные вибрационные тротуарные катки уплотняют покрытие за счет вибрации, они оснащены дизельным двигателем, вибрация осуществляется за счет гидравлики, также гидравлика помогает плавно регулировать скорость и торможение, направление движения катка, обеспечивает равномерность уплотнения асфальта. При отключении двигателя вращение вальцов блокируется, чтобы предотвратить самопроизвольное качение техники при парковке и перевозке, наезд на оператора. Вибрационная система и система, обеспечивающая перемещение катка работают автономно друг от друга. Некоторые модели тротуарных вибрационных катков оснащены эксцентриками, которые способны регулировать амплитуду вибраций.
По способу передвижения тротуарные катки делятся на прицепные и самоходные. Прицепные тротуарные катки для передвижения используют энергию тягача (человека, лошади, трактора, или другого транспортного средства). Самоходные тротуарные катки оснащены собственным двигателем, приводящим колеса или вальцы в движение.
Устройство самоходного тротуарного катка
Самоходные тротуарные катки оснащены двигателем, сиденьем оператора, рулевым управлением или рычагами управления двигателем и механизмами, системой тормозов, фарами, контрольными приборами, расположенными на щитке, звуковым сигналом. Также они имеют возможность очистки и смачивания вальцов. Некоторые модели статических тротуарных катков имеют возможность изменять массу за счет заполнения вальцов водой или песком, добавочных бетонных плит. Движение дорожного комбинированного катка осуществляется посредством бензинового двигателя, регулируется скорость движения, есть возможность поворота. Благодаря регулятору скорости обеспечивается плавное трогание с места и плавное торможение. Вибрационные самоходные тротуарные катки оснащены системой вибрации, с возможностью выбора скорости колебаний.