Версия для печатиВерсия для печати

Конвейер это оборудование для непрерывной подачи грузов – сыпучих, штучных, кусковых – на определенное расстояние.

Конвейеры известны с давних времен, упоминания о них мы находим в летописях Древней Индии, Древнего Китая, Древнего Египта и других цивилизаций с многовековой историей. Современную конфигурацию конвейеры приобрели в 17 веке. Первые ленточные конвейеры делали из кожаной ленты, которую оборачивали вокруг деревянной доски, так совершалась транспортировка грузов. Изготавливали подобные конвейеры в основном для мукомольного производства, но получили распространение и для транспортировки других сыпучих грузов.

История тесно связывает массовое производство конвейеров с именем Генри Форда. И хотя официальный патент на данное изобретение принадлежит не ему, а человеку с именем Хаймл Годдар, но именно Форд совершил с помощью простого на вид механизма революционный переворот не только в автомобильной промышленности, но и в организации производственного процесса во всей промышленности. Этот вклад трудно переоценить, в будущем данный процесс получил название конвейерное производство.

Благодаря повсеместному применению, производство конвейеров в конце 19 века оформилось в самостоятельную отрасль и стало структурной составляющей тяжелого машиностроения. Пройдя огромный путь развития современные машины непрерывного действия, к которым относятся и конвейеры, сохранили перечень основных узлов и механизмов, которые лишь усовершенствовались с развитием инженерной мысли.

Как и раньше главным элементом конвейера остается привод, со временем ставший электрическим, и редуктор, в современном исполнении имеющий не только зубчатую передачу, но и червячную, цилиндрическую и глобоидную. Именно выбор этих узлов в конструкции обусловливает технологический процесс производства конвейеров. Проектировка элементов должна основываться на данных, полученных в результате расчета на прочность, надежность и долговечность. А изготовление деталей должно производиться с учетом появления в процессе эксплуатации зазоров, изношенных мест и других негативных последствий, одним из которых является так называемая "усталость металла", возникающая при работе в непрерывном режиме.

Изготовляемые редукторы должны обеспечивать большие передаточные отношения, ведь им приходится работать с высокоскоростными электродвигателями, преобразуя их вращение в довольно малое поступательное движение ленты. Применение более сложных конструктивных передач повышает производительность, но должно быть экономически оправдано.

Значительную экономию в производстве конвейеров принесла химическая промышленность. Новые синтетические соединения дали возможность получить материал для ленты конвейера, обладающий более высокими показателями прочности и долговечности, который значительно дешевле старых аналогов. На сегодняшний день в производстве лент применяются такие полимеры как нейлон, поливинилхлорид, силикон и бутил.

В зависимости от выполняемой задачи конвейеры могут комплектоваться дополнительным оборудованием. Если груз, подаваемый по ленте, нуждается в сепарации металлических добавок, конечная точка снабжается магнитным роликом. При сильном загрязнении сырья металлом мощный магнит имеет стационарное положение над конвейерной лентой, собирая металлические частицы в отдельный резервуар. Дополнительной комплектацией можно назвать борта, установленные вдоль движения ленты, значительно упрощающие транспортировку и повышающие безопасность. Чтобы ограничить перемещаемый груз от воздействия среды, лента транспортера может быть оборудована защитным кожухом, закрытым со всех сторон.

Габаритные размеры и другие характеристики, такие как производительность, направленность действия, схема загрузки и разгрузки изготавливаемого конвейера, должны подгоняться под определенную группу транспортируемых грузов и оптимально вписываться в технологический процесс. Разнообразие техпроцессов привело к появлению большого ассортимента производимых транспортеров:

  • ленточные — применяемые повсеместно, благодаря своей универсальности;
  • пластинчатые — более сложный вариант ленточных;
  • роликовые — где вместо ленты используются ролики с возможностью подключения к ним привода;
  • цепные — предназначенные для угловых перемещений сыпучих материалов;
  • ковшовые — транспортная линия последовательно соединенных ковшеобразных емкостей;
  • шнековые — осуществляющие перемещения благодаря спирали Архимеда.

Помогая решать многие технологические задачи, конвейеры имеют простую в изготовлении конструкцию, невысокую себестоимость производства, которую уменьшают новые научные разработки, что делает их универсальным помощником в организации работы на производстве, связывая воедино деятельность многих людей. Своим присутствием конвейеры, освобождая работников от основной физической нагрузки, вносят дополнительную динамику в рабочий процесс, делая его менее утомительным и более эффективным, тем самым поднимая на более высокий уровень культуру производства.